Причины появления и лечение стоматита на языке

Стоматит является воспалительным заболеванием полости рта, которое характеризуется поражением слизистой оболочки на внутренней стороне щек. Встречаются случаи поражения и языка. Что делать, если на языке появился стоматит?

Признаки стоматита

Вне зависимости от места локализации, стоматит имеет схожую клиническую картину. При этом отмечается, что у взрослых болезнь протекает медленнее, а признаки поражения менее выраженные. Объясняется это более крепким иммунитетом взрослого человека, в сравнении с защитой иммунной системы ребенка.

При стоматите языка патогенные бактерии поражают поверхностную слизистую оболочку, что приводит к покраснению языка и отечности. Эти симптомы часто не вызывают дискомфорт, поэтому больной не обращается к специалистам, а патологический процесс продолжает развиваться, дополняя симптоматику другими признаками:

• появление шероховатости языка и белого налета сверху;
  • повышенная чувствительность и болезненность;
  • образование белого налета и пузырьков, которые лопаясь превращаются в язвочки.

К местным симптомам может добавиться общее ухудшение самочувствия, отказ от еды из-за болезненности языка, повышение температуры и сильная раздражительность на фоне заболевания.

Причины стоматита на языке

Стоматит — заболевание, которое вызывается патогенными микроорганизмами. Воспаление начинается в случае проникновения инфекции, либо собственными бактериями, если произошло повреждение слизистой. В некоторых случаях возможно развитие стоматита в виде реакции организма на раздражитель.

Причиной, по которой стоматит образуется на языке, может быть:

• распространение при инфекции зубов или десен;
  • острые респираторные заболевания;
  • вирусное или инфекционное заболевание органов ЖКТ;
  • пристрастие к вредным привычкам;
  • некачественная гигиена;
  • травмы языка (в том числе и ортопедическими/ортодонтическими конструкциями);
  • грибковая инфекция полости рта;
  • аллергическая реакция;
  • привычка грызть что-либо, брать в рот грязные предметы;
  • ожог языка или употребление слишком острых продуктов.

Стоматит развивается преимущественно при ослаблении иммунитета и снижении местных защитных свойств полости рта.

Формы стоматита

Воспаление может ограничиться только языком или распространиться на всю полость рта. При стоматите языка часто поражается подъязычная область и зона нижней губы. Течение болезни имеет общую симптоматику, но различают два типа патологии, которые отличаются специфическими признаками.

Формы стоматита языка.

1. Герпетический. Поверхность языка краснеет, образуется отек. На поверхности формируются группы мелких пузырьков, которые лопаясь, образуют язвочки.
  2. Афтозный. Воспалительный процесс сопровождается покраснением и появлением папул. Разорвавшиеся папулы становятся язвами, а затем сливаются в эрозивное образование.
  3. Кандидозный стоматит. Отличается образованием большого количества белого налета, при снятии которого обнаруживается язвенное поражение языка.

В редких случаях при стоматите языка встречается некротическая форма, которые характерны для воспаления слизистой щек.

Лечение у стоматолога

Стоматит часто переходит в хроническую форму, что становится причиной появления во взрослом возрасте. Чтобы не допустить перехода заболевания в хроническую форму, необходимо начинать лечение при первых симптомах стоматита. Лечение на начальной стадии проходит быстро и предупреждает рецидивы.

Лечением стоматита занимается врач-стоматолог, но основные манипуляции выполняются пациентом амбулаторно. Доктор проводит первичную обработку, назначает препараты и дает рекомендации. Все методы лечения имеют исключительно консервативный характер.

Чем лечат стоматит?

1. Для устранения болевых ощущений используются местные препараты, в состав которых входят анальгетики. Используют их в первые 2–3 дня, затем при правильном лечении боль исчезает.
  2. Если причиной стоматита стал вирус герпеса, то назначается курс противовирусных препаратов. В зависимости от типа вируса доктор подбирает нужную группу лекарства.
  3. Бактериальный стоматит лечат антибиотиками, которые также нужно подбирать, учитывая тип бактерий. Антибактериальная терапия совмещается с антисептической обработкой полости рта растворами или мазями.
  4. Грибковый стоматит предполагает прием лекарств противогрибковой группы и антисептическую обработку. У взрослых такая форма встречается редко.

При стоматите важно соблюдать правильную диету. Пациенту рекомендуется исключить все продукты, которые могут вызвать раздражение языка и слизистой. Также необходимо отказаться от алкоголя и курения. Для укрепления иммунитета прописывается курс препаратов, укрепляющих иммунную систему.

Лечение стоматита продолжается в среднем около 7 дней. Все симптомы устраняются спустя 3-4 дня, но прекращать лечение преждевременно не следует. Курс терапии в целях профилактики рецидивов завершают полностью.